ИСПЫТАНИЯ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ И КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА

Способы определения крутящего момента двигателя в по­лете весьма разнообразны. Попытки создать универсальные динамометрические втулки, пригодные для установ­ки на любой двигатель или на определенный класс двигателей, не удались вследствие громоздкости конструкции таких втулок. Поэтому в настоящее время обычно делают специальные при­способления для каждого типа двигателя.

Наибольшим распространением пользуется метод определе­ния крутящего момента, основанный на измерении угла за­кручивания вала либо при помощи непосредственного измерения этого угла с механической мультипликацией, либо при помощи специальных электрических тензодатчиков, наклеи­ваемых на вал, с последующим усилением тока, проходящего через датчик. Тарировка производится непосредственно на са­молете при помощи грузов, подвешиваемых на концах лопастей винта или на рычаг, присоединенный к носку вала.

Существуют также конструкции втулок, основанные на непо­средственном измерении момента. В этом случае часто редуктор устраивается таким образом, что он может свободно провора­чиваться вокруг своей оси; крутящий момент воспринимается либо жидкостными месдозами (момент измеряется величиной давления в месдо-зах), либо пружинами (момент измеряется де­формацией пружин).

Зная крутящий момент М (в кем) и обороты вала п (в об/мин), легко подсчитать эффективную мощность на носке вала по известной формуле:

а также среднее эффективное давление

_ М

Ре 795 Vh ’

где Vh — суммарный рабочий объем цилиндров в л.

Если при измерениях момента параллельно измерялся часо­вой расход горючего Q, легко подсчитать удельный расход го­рючего

С,

Полученные величины необходимо привести к условиям стандартной атмосферы по методам, изложенным в гл. VII и XVI.